История

Историография

Сведения об обители содержат летописи XVII-XVIII вв. (Густынского и Мгарского монастырей, Самуила Величко), документы архивов, жития подвижников, тематические публикации и систематические описания (новейшее, комплексное, издано митрополитом Полтавским и Миргородским Филиппом (Осадченко), 2008).

Предыстория

Как гласит «Летопись монастыря Густынского», в 1614 г. основатель обители в Густыни иеросхимонах Иоасаф, чувствуя приближение кончины, обратился за помощью в устройстве монастырских дел к начальнику Ближних пещер Киево-Печерской Лавры о. Исаии Копинскому. Тот помог выстроить трапезный храм (в дополнение к уже созданной церкви Св. Троицы), а также посетил на Волыни хозяев густынских земель – князя Михаила-Корибута Вишневецкого с женой Раиной (Ириной) Могилянкой и получил от них акт на угодья для обители. Тогда же князь наделил о. Исаию правом опеки всех православных священников в своих владениях на левом берегу Днепра. В 1615 г. о. Исаия вернулся в Киев, и после кончины о. Иоасафа в 1616 г. присылал в Густынь достойных иноков в качестве настоятелей.

Основание

18 янв. 1619 г. вдовая Раина подписала грамоту: «По долгу моему христианскому, и памятуя волю… мужа… позволяю… основать монастырь за Лубнами, от Лубен полмили, в лесу Мгарском, на горе, где то того стояла пасека, а еще, говорят, был когда-то и монастырь, и отдаю это место… отцу Исаии… которому и во всех имениях моих Заднепровских поручаю также управление всеми делами духовными».

При восстановлении в Украине в 1620 г. («Летопись монастыря Густынского» ошибочно указывает 1621-1622 гг.) православного епископата (после унии 1596 г.), о. Исаия стал епископом Перемышльским, но Польша не признала этих посвящений, и архиерей удалился в Густынь. В 1624 г. он нанес визит в Лубны: «И тамсоветовался с христолюбивыми гражданами, и нашел красивое место для монастыряИ начал… копать пещеру и расчищать от зарослей место для келийИ оставил тамбратию». Затем, уйдя в Подгорский Ладинский скит близ Густыни, владыка «ездил и прилежно досматривал, заботясь не только об этой святой обители Густынской, но и о Ладинском монастыре, и о Мгарской обители».

В 1628 г. владыка Исаия окончил в монастыре деревянный храм Преображения Господня. Дальнейшая судьба иерарха, по историческим письменам, такова: с 1628 г. он титуловался архиепископом Смоленским и Чернигово-Северским, в 1631-1632 гг. был митрополитом Киевским и жил в Златоверхом монастыре, после избрания на митрополию свт. Петра Могилы (1632-1633) оставался в Златоверхой обители, с 1635 г. – менял места жительства, в 1640 г. – почил.

Продолжение истории

В 1638 г. польское войско, подавляя казацко-крестьянское восстание Якова Остряницы и имея непроверенные сведения о помощи повстанцам со стороны обители, арестовало, допросило, приговорило к смерти и затем помиловало часть братии («Летопись монастыря Густынского»).

В 1654 г. в монастыре был освящен новый Преображенский храм (он простоял до 1684 г.: см. Архитектура), тогда же в обитель прибыл, по пути из Москвы на родину, Константинопольский патриарх свт. Афанасий Пателарий, который, будучи тяжело болен, вскоре почил здесь и был погребен (память 15 мая н.ст.); в 1659 г. монастырь ограбило (кроме главного храма) российское войско в ходе борьбы с гетманом Иваном Выговским («Летопись Самуила Величко»).

В 1662 г. обитель посетил, по пути в Москву, Газский митрополит Паисий Лигарид; открыв при нем мощи свт. Афанасия (который, по словам гостя, явился ему в дороге), братия нашла их нетленными и установила в храме в том же положении сидя, как они были погребены – по обычаю восточных патриархов; вскоре свт. Афанасий стал являться многим во сне, благословляя, наставляя и исцеляя от недугов (так гласят донесения 1672 г. в Москву). Известно, что до 1671 г. у его мощей исцелилась «мучимая вельми от беса» жена запорожского кошевого Ивана Сирко София (Дмитрий Яворницкий, «История запорожских казаков», т. 2, гл. 14). Есть свидетельства об исцелениях в XVIII («Летопись Мгарского монастыря») и XIX вв. (описание, 2008).

В 1677 г. в обитель из осажденного турками Чигирина перенесли нетленное тело Киевского митрополита Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), почившего там в 1675 г. («Летопись Самуила Величко»). С 1681 г. у гроба владыки Иосифа также совершались исцеления («Летопись Мгарского монастыря»). В XVIII в. гроб замурован в северной стене каменного Преображенского собора обители (согласно записанной в 1772 г. легенде – по указу Петра I; приведший легенду в описании монастыря 1915 г. Матвей Астряб отметил: «Вероятно, повествователи здесь хотели оттенить большую дружбу Тукальского с правобережным гетманом Дорошенком»).

В 1736 г. монастырь сгорел; в 1737 г. его игуменом назначили будущего свт. Иоасафа Белгородского, который в 1742-1744 гг. совершил поездку в Россию за милостыней, а после возвращения – 1-м в истории обители удостоился сана архимандрита («Летопись Мгарского монастыря»). Внук (по матери) гетмана Даниила Апостола и сын полковника Андрея Горленко, свт. Иоасаф, в миру Иоаким (1705†1754), родился в Прилуках (Черниговская область), был воспитан в набожности и с детства отличался особым благочестием. Однажды его отец увидел в видении Пресвятую Богородицу, стоящую на воздухе, и своего сына – коленопреклонно молящимся перед Ней, а также услышал слова Пречистой к Иоакиму: «Довлеет Мне молитва твоя», – при которых ангел Божий одел на юного Горленко мантию архиерея. Отец не смог поведать о видении супруге Марии: пройдя несколько комнат в доме, он забыл увиденное и не мог вспомнить до самой кончины сына. С окончанием курса наук в Киево-Могилянской Академии, Иоаким принял в 1725 г. рясофорный постриг в Киево-Межигорском монастыре, в 1727 г. был переведен в Киево-Братский монастырь и пострижен в мантию с именем Иоасаф, в 1728 г. – посвящен в иеродиакона, в 1729 г. – назначен учителем Академии, в 1734 г. – назначен экзаменатором при архиепископе Киевском и посвящен в иеромонаха. Управляя Мгарской обителью, которой подчинялся и ряд окрестных приходов, о. Иоасаф явил себя достойным пастырем и не умалил строгости своих подвигов, хотя в 1737 и 1740 гг. перенес тяжелые болезни. В 1740 и 1741 гг. ему дважды являлся во сне свт. Афанасий со словами ободрения. В ходе поездки о. Иоасафа в Россию за милостыней, глубокое впечатление произвела его проповедь в дворцовой церкви Санкт-Петербурга на императрицу Елизавету Петровну. В 1745 г. его назначили наместником Троице-Сергиевой Лавры, сохранив за ним управление во Мгарской обители, а в 1748 г. он был хиротонисан во епископа Белгородского. При обзорах епархии владыка предпочитал останавливаться на ночлег в хижинах простых людей, в заботах о пастве – раздавал много тайной милостыни, был строг в искоренении пороков вверенного духовенства и одновременно стоек в защите пастырей от светских вельмож, а в личных подвигах молитвы и воздержания – стяжал дары прозорливости и чудотворений. Провидя близкую кончину, свт. Иоасаф посетил отца. Желая поклониться архиерею, но связанный обычаем ждать 1-го поклона от сына, Андрей Горленко нарочно уронил посох перед вышедшим из кареты владыкой и наклонился, чтобы поднять его, а владыка, видя это, также наклонился и успел поднять посох, чтобы вручить отцу – так родитель и сын взаимно отдали друг другу дань любви и почтения. По пути обратно в Белгород свт. Иоасаф тяжело заболел, и, после 2-х месяцев болезни в архиерейской вотчине Грайворон, почил (память – 23 дек. н. ст.). В 1911 г. чудотворные и нетленные мощи свт. Иоасафа были обретены в связи с его канонизацией (празднование – 17 сент. н. ст.), в 1920-1991 гг. они находились в запасниках Ленинградского музея атеизма, затем возвращены в Белгород (описание, 2008).

В 1779 г. в обители почил (в возрасте 64-х лет) и был погребен Константинопольский патриарх Серафим (Анин) (1757-1761).Смещенный с кафедры турками, он удалился на Афон. Выразив сочувствие жителям греческих островов, которые восстали против турок в связи с приходом в 1770 г. русского флота, архипастырь был вынужден эмигрировать с окончанием русско-турецкой войны (1774) и до 1778 г. жил в Максаковском монастыре.

В 1781 г. настоятелем Мгарской обители был архимандрит Мелхиседек (Значко-Яворский) (†1809) – бывший игумен Мотронинского монастыря на Черкащине, известный борец за права православных украинцев Польши.

В 1797–1800 гг. во Мгарском монастыре на покое проживал свт. Афанасий (Вольховский) (1741†1801) – бывший еп. Могилевский и Полоцкий, содействовавший укреплению позиций Православной Церкви в Западной Беларуси (1795-1797); почил архипастырь в родной Полтаве, в 2010 г. причислен к лику святых (память – в дни кончины и прославления, соответственно 14 янв. и 27 сент. н.ст.).

«История русов» (рубеж XVIII-XIX вв.) гласит, что в 1663 г. во Мгарской обители принял монашество гетман Юрий Хмельницкий (и что позже, ради большего уединения, он удалился в Мошногорский монастырь близ Канева), но «Черниговская летопись» (1587-1750) называет местом пострига Корсунскую обитель на Черкащине, летопись Величко – Киев («Хроника» игумена Феодосия Сафоновича – Иорданский монастырь).

Во время гражданской войны 1917-1920 гг. мгарская братия подверглась расстрелу, в ходе которого, по недосмотру гонителей, осталась в живых лишь треть иноков. 27 июня 1919 г. (ст. ст.) в обитель вошли красноармейцы Антоновского полка: они поселились в кельях и теплой Благовещенской церкви, в которой устраивали оргии и глумились над иконами (тем временем братия ютилась по сараям). В 20-х числах июля незваные гости ушли. 1 августа явились белогвардейцы армии Деникина. После ночевки они двинулись на Лубны, но в тот же день были вынуждены отступить. 4 августа в монастырь вновь пришли красноармейцы и потребовали от иноков освободить помещения. Под вечер 5 августа, когда братия готовилась к службе кануна Преображения Господня, – престольного праздника обители – из города прибыл новый отряд красных и велел инокам собраться, якобы на перепись для получения пайков. Братия повиновалась, и в этот момент ее объявили арестованной за недавний прием деникинцев. Затем, по приказу и под надзором конвоиров, иноки дважды ходили в лес за дровами и нагрузили зерном 2 подводы. Предполагалось грузить и дрова, но, из-за спешки красных, они остались в монастыре. Конвой с арестованной братией, подводы с зерном и красноармейцы, пришедшие в обитель 4 августа, направились в Лубны. Здесь арестанты пробыли около 2-х часов в военном комиссариате, игумена Амвросия вызывали к самому комиссару. Вернувшись от него, о. Амвросий с печалью говорил о чем-то одному из иноков. После этого братию отконвоировали на железнодорожный вокзал, и, продержав там еще около 2-х часов, повели далее – по дороге на Пирятин. По той же дороге, обгоняя конвой, отступали из Лубен – под натиском деникинцев – другие отряды красных. Верстах в 6-ти от города, в районе с. Круглик, конвоиров нагнал отряд верховых. Один из них приказал разделить монахов на 3 группы по 8 человек, отвести старшую группу в сторону и приготовиться к расстрелу. Входивший в 1-ю группу о. Амвросий начал просить пощады для братии. Подойдя к игумену, командир оборвал его словами: «Довольно вам морочить людей!» – и выстрелил в упор из револьвера. Настоятель упал наземь. Следом прогремели 2 ружейных залпа. Через версту от этого места красные расстреляли 2-ю группу монахов, еще через версту – 3-ю. На всех 3-х местах раненых добивали шедшие мимо красноармейцы, с лежащих иноков стягивали сапоги. Но в каждой из групп находились лица, раненые не смертельно или не получившие ран и сумевшие отползти. Из 25-ти арестованных в ночь на 6 августа были убиты 17: игумен Амвросий, иеромонахи Аркадий, Иоанникий, Иона, Иосиф, Никанор, Афанасий, Феофан, Серапион, Никострат, иеродиакон Иулиан, монахи Иоанникий, Герман, Назарий, Парфений, Потапий, Доримедонт. Выжили 8, большинство из которых осенью 1919 г. дали показания организованному деникинцами следствию. Из материалов дела известно также, что 6 августа 1919 г. тела мучеников были доставлены в земскую больницу Лубен и позже сфотографированы для свидетельства о злодеяниях богоборцев. 8 мая и 30 августа 2008 г. последовали решение Свящ. Синода УПЦ о канонизации и чин прославления прмчч. Мгарских (память 6 авг. н. ст.).

Во время советской кампании 1922 г. по изъятию церковных ценностей, из обители вывезли серебряную раку свт. Афанасия. Не желая пускать богоборцев к святыне, десятки тысяч верующих мирян со всей Полтавщины окружили монастырь, а духовенство начало в нем круглосуточное служение. В ответ гражданские власти организовали рядом учебные войсковые маневры с участием до 2000 солдат и курсантов, криками «ура» и стрельбой из пулеметов и пушек, но это не помогло: лишь когда доспели хлеба, и крестьяне вынуждены были разъезжаться по домам, раку удалось конфисковать.

В 1923 г. монастырь закрыли, в 1936 г. мощи свт. Афанасия перевезли в Харьков. С нач. 1930-х гг. обитель занимал приют детей репрессированных, с 1937 г. – военчасть (в 1941-1945 гг. собор действовал), с 1986 г. – пионерский лагерь, в 1993 г. началось возрождение монастыря (с 1960-х гг. шла реставрация собора).